Аннотация к рабочим программам

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПЕДАГОГОВ МБДОУ ЦРР -Д/с №21 «Кэнчээри»

Рабочие программы – нормативно – управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов.
Рабочие программы показывают, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям — социально – личностное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Педагоги разработали рабочие программы в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.
Рабочие программы имеют определенную структуру и состоят из двух частей: обязательной части (инвариантной) и части, формируемой непосредственно педагогами (вариативная). Первая часть включает: пояснительную записку, организационные условия жизнедеятельности воспитанников, содержание психолого – педагогической работы по освоению воспитанниками образовательных областей, целевые ориентиры. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Вторая часть включает направления, выбранные педагогическим коллективом на учебный год, раскрывает работу по реализации приоритетных направлений деятельности Учреждения. Эта часть программы формируется непосредственно педагогами Учреждения.
Через все рабочие программы Учреждения проходит комплексно – тематический план образовательной программы, что позволило в полном объеме осуществлять взаимосвязь в планировании педагогов и мониторинговые (диагностические) исследования также проходят в соответствии с утвержденным единым графиком.
Рабочие программы рассматривались на заседании рабочей группы, принимались на Педагогическом совете и утверждены приказом заведующего Учреждением.
За качеством реализации рабочих программ осуществляется системный контроль.

АНОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
учителя-логопеда Тарабукина А.А.

С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с речевыми нарушениями, в рамках данной рабочей программы разработаны технологии комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса.
Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, узких специалистов, представителей администрации), учитывающую индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более высоким темпам общего и речевого развития детей. Представленная в программе система работы позволяет осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Данная программа помогает осуществлять комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет.
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой ДОУ. Структура и содержание программы в соответствии с ФГОС ДО, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательной программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В содержании логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей средней и старшей групп, вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений. На непосредственно-образовательной деятельности логопеда с детьми, осуществляется развитие языковой системы, выявляется структура дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые учитель-логопед использует в работе.
Логопедическая работа, предусмотренная в рабочей программе, строится на основе теоретических положений значении полноценных фонематических процессов в развитии речи.
В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой. Работа по программе позволяет не только устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции благотворно влияет на развитие ребенка в целом. Рабочая программа учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. Данная программа способствует не только успешному овладению новыми знаниями в дошкольном возрасте, но и помогает ребенку успешно адаптироваться в школе. Реализация рабочей программы позволяет осуществить дальнейшую преемственность дошкольного и школьного обучения, более успешной адаптации детей в школьном возрасте. Успешное овладение ребенком программой дошкольного возраста, является необходимой базой, своеобразным трамплином и залогом успешного обучения в школе.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
— принцип развивающего обучения;
— принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
— принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития
детской речи;
— принцип коррекции и компенсации;
— принцип, определяющий ведущую деятельность.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов и других участников логопедического сопровождения образовательного процесса.
Режим дня и расписание непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
музыкальных руководителей Кычкиной Л.С. и Габышевой Т.Д.

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г., образовательной программы МБДОУ, в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста. С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей, средней, старшей групп.
Богатейшее поле для художественно-эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Осваивая эту область знаний — дети приобщаются к музыкальному искусству – это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию музыкальной и общей культуры.
Настоящая программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 3-7 лет. Реализация данной программы осуществляется через фронтальную и индивидуальную непосредственно-образовательную деятельность педагогов с детьми.
Особенностью данного курса является включение регионального компонента, активизацию музыкального восприятия через игру (тема самообразования). Кроме того, программа составлена с использованием комплексной связи с другими образовательными областями.
Задачами рабочей программы являются:
• Общее музыкальное развитие.
• Формирование активного восприятия музыки через систему игровых упражнений, на основе музыкально-игровой деятельности.
Принципы программы музыкального воспитания:
• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
• учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
• соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
инструктора по физическому развитию Птицыной И.Н.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического и индивидуального развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии со следующими нормативными документами:
— ФГОС ДО
— Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.
— Уставом ДОУ
В данной рабочей программе представлена непосредственно-образовательная деятельность руководителя физического воспитания с детьми, разработанная на основе возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. НОД построена по общепринятой структуре и включает обучение основным видам движений, комплексы общеразвивающих упражнений с различными предметами и подвижные игры.
Цель образовательной области «Физическое развитие»: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Педагогическое сопровождение физического развития детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с поставленной целью, задачами:
1.Социально-психологическое, направленно на формировании потребности к освоению ценностей занятий физической культуре.
2. Интеллектуальное, предполагает получение элементарных знаний и представлений о разных видах движений и простых способов их выполнения.
3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала.
Проектирование воспитательно-образовательного пространства образовательной области «Физическое развитие» осуществляется с учетом следующих принципов:
• вариативность — планирование образовательной работы с учетом состояния здоровья, половозрастных и индивидуальных особенностей физического развития детей с материально — технической оснащенностью воспитательно-образовательного процесса (физкультурный зал, прогулочные участки со спортивным оборудованием, спортивная площадка), климатической зоны Поволжья и приоритетного осуществления деятельности дошкольного образовательного учреждения по физическому развитию;
• системность в отборе содержания образовательного материала;
• интеграция задач по физическому развитию дошкольника;
• соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование содержания работы по физической культуре;
• деятельный подход к организации работы по физической культуре с включением ее в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного освоения двигательных умений и навыков в организованных физкультурных мероприятиях и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
• открытость образовательной программы по физической культуре для родителей.
Базовым результатом образования и воспитания в области физического развития в дошкольном образовательном учреждении является освоение детьми основных видов движений – это:
• приобретение определенной системы знаний о физических упражнениях;
• овладение техникой движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела;
• осознание оздоровительного воздействия физических упражнений на организм;
• умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной и двигательной деятельности;
• освоение физкультурной и пространственной терминологии;
Развитие физических качеств – это:
• приобретение грации, пластичности, выразительности движений
• воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей.
А также развитие личностнойсферы дошкольника– это:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.
Организация по физическому развитию детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
• совместной деятельности взрослого и детей
• самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
• игровой,
• двигательной,
• познавательно-исследовательской,
• коммуникативной,
• продуктивной (изобразительной, конструктивной)
• музыкальной,
• трудовой,
• чтения или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13(3-4 часа в день для всех возрастных групп).
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия:
• утренняя гимнастика;
• подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или непосредственно-образовательная деятельность (в помещении и на свежем воздухе), игры-развлечения, праздники, досуги, спортивные состязания, эстафеты и т.д.