Кружковая работа

Кружок «Шашка, шахматы и сонор»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Срок реализации программы – 2 года

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
  2. Шахматы – спорт, наука и искусство.  История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
  3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.  Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

  1. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
  2. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
  3. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
  4. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
  5. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
  6. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
  7. Соревнования, турниры (по отдельному графику)
  8. Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
  9. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного  типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Основные проблемы развития шахмат в детских садах:

.          нехватка квалифицированных тренерских кадров;

.          недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.

Цели и задачи

Цель программы:

Обучение детей дошкольного возраста в шахматы.

Задачи программы:

Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

в первом году обучения 36 часов;

во втором году обучения 36 часов

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы шахматного кружка «Белая ладья» требует наличия кабинета «Шахматы».

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

— иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

— различать называть шахматные фигуры;

— правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное   положение;

— иметь представление об элементарных правилах игры;

— играть малым числом фигур;

— иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

— владеть основными шахматными терминами;

— правильно применять элементарные правила игры;

— иметь представление о некоторых тактических приемах.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
— беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
-игра;
— тренировочные игры;
— турниры.
Методы проведения занятий
— словесный: рассказ, беседа, объяснение;
— наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
— практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса
— создание детских объединений внутри коллектива — групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
— привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;
— связь с общественными организациями.

Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы.
Для кружка необходимы: учебный кабинет со столами и стульями. Кабинет должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы:
— комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
— шахматные часы (2-3 комплекта)

Тематическое планирование.

№ п/п Тема Кол-во часов Дата
1. История развития шашек. 2 сентябрь
2. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) 2 сентябрь
3. Правила шашечной игры. 2 октябрь
4. Что изучает теория шашечной игры. 2 октябрь
5. Турнирная дисциплина, правила соревнований. 2 ноябрь
6. Основы шашечной игры. 1 ноябрь
7. Основы шашечной игры: сила флангов. 1 ноябрь
8. Основы шашечной игры: как выиграть шашку. 1 декабрь
9. Основы шашечной игры: как пройти в дамки. 1 декабрь
10. Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии. 1 декабрь
11. Основные приемы борьбы на шашечной доске. 1 декабрь
12. Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция. 1 январь
13. Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка. 1 январь
14. Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим. 1 январь
15. Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва. 1 январь
16. Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза. 1 февраль
17. Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение. 1 февраль
18. Основные приемы борьбы на шашечной доске: роздых. 1 февраль
19. Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение. 1 февраль
20. Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание). 1 март
21. Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр. 1 март
22. Комбинации. 3 март
23. Комбинации: комбинация для прохождения в дамки. 1 март
24. Комбинации: комбинация для получения материального преимущества. 1 апрель
25. Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции. 2 апрель
26. Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции. 2 апрель
27. Окончание. 1 апрель
28. Окончание: нормальные окончания. 2 май
29. Окончание: треугольник Петрова. 2 май
30. Окончание: три дамки против дамки с простой. 2 май
31. Окончание: эстафетные окончания. 1 май
32. Тренировочные и соревновательные турниры. 12 май
33. Анализ сыгранных партий. 3 май
34. Решение задач и комбинаций. 5 май
35. Сеансы одновременной игры. 5 май